___Веселые выходные начались у меня прям с пятницы, когда я окончив рабочий день победно помчалась к родичам забирать Оку!!
___

Принесла домой, почитала журнальчик к модели прилагавшийся (Автолегенды СССР №55)… Фигею!! Казалось бы, такая маленькая машинка, а СКОЛЬКО на ее «хрупкий» кузов событий!!
___

Проектировали ее по образу и подобию японской микролитражки
Diahatsu Cuore
(1980 г.в.) аж 3 завода!

МСЗ (мотоциклы и инвалидки производили), ВАЗ и КамАЗ в рамках программы обеспечения населения СССР товарами «ширпотреб». Только не надо при слове «ширпотреб» сразу относиться к машине как к чему-то некачественному – это была лишь ширма…
читать дальшеВ то время высшее советское руководство предписало всем заводам крупной промышленности помимо товаров основного производства осуществлять выпуск какого-либо товара мелкого, для повседневных нужд советского работяги
. Так, например, на ВАЗ пытались наладить производство чугунных сковородок...
Естественно для заводов такой расклад был весьма проблематичен и неудобен, а тут вдруг такая идея!
…Ока – машинка мелкая и по задумкам должна быть доступной в денежном плане, а также носить при этом социальный характер (инвалидам обеспечить достойное существование в обществе, дабы они не ощущали своей физической ущемленности). К тому же такой «ширпотреб» совсем не выходит за рамки объектов основного производства заводов! Так и порешили – создать максимально маленький и недорогой автомобиль, чтобы впоследствии при массовом производстве можно было выдать его за «товар широкого потребления».




___Первоначально разработкой занялся СМЗ. «К 12 июня 1981 года в сотрудничестве с НАМИ был создан первый прототип – НАМИ-0231, получивший имя «Ока». В 1982 году был готов следующий, слегка «подправленный» вариант «инвалидного» прототипа, построенный уже непосредственно в Серпухове – СМЗ-1101». Вскоре оказалось, что на полноценную разработку автомобиля у производителя мотоциклов нет необходимых производственных мощностей, а реконструкцию завода никто проводить не возьмется.
В помощь подключили ВАЗ, который, собственно и придал Оке тот вид, который мы знаем. Машина получила название ВАЗ 1111 «Ока». От прежнего варианта Оки, разработанного СМЗ осталось только имя и общие очертания кузова, взятые у японского «родственника». Разработчики пытались сделать эту машину оригинальной и единственной в своем роде, но, сколько не крути, все сводилось к японскому варианту.
«Решили оригинальности добиваться «в оперении». Другим помощником был КамАЗ,
в зачет своих заслуг пожелавший переименовать автомобиль из «Оки» в «Каму», но «серпуховцы» таки отстояли оригинальное название и Ока осталась Окой!

___Проблема также была и с двигателем. Было отдано распоряжение его максимально унифицировать с недавно разработанным двигателем ВАЗ 2108, при этом он должен был быть 2-цилиндровым… Т.е. «На практике это означало следующее: разрабатывать силовой агрегат придется заново, ломая голову над тем, как из 4-цилиндрового двигателя сделать 2-цилиндровый
. В результате новая конструкция представляла собой «восьмерочный» движок с «вырезанными» из середины вторым и третьим цилиндрами, оснащенный все теми же противовесными валами, обеспечивавшими равномерную и плавную работу. На заводе этот мотор получил прозвище «полвосьмого».
___
Выпуск… Производить эти машины должны были одновременно 3 завода, НО. СМЗ не мог не то, чтобы уложиться в план сдачи (10 тыс. машин в год), он вообще не был в состоянии собрать что-то сложнее своих инвалидных мотто-колясок.
Поэтому в 1988 г. было принято решение переименовать его в СеАЗ (Серпуховский автомобильный завод) и ввести в состав производственного объединения «АвтоВАЗ»
, а потом уже силами и средствами ВАЗа осуществить соответствующую реконструкцию завода
. «К концу года завершилась реконструкция завода, а в начале следующего с конвеера СеАЗ сошли первые микролитражки с ручным управлением СеАЗ-1111-01». Всего в 1989г. их было 100. КамАЗ всех опередил, собрал свою первую партию и в одностороннем порядке таки обозвал это творение Камой (129 штук)
.
Серпуховцы немало попотев отвоевали прежнее название. Опытная партия ВАЗа составила 200 машин. Так «Ока» наконец вышла на российские дороги!








…
___Печально, что после развала СССР дела у «Оки» пошли совсем не ладно. СеАЗ пытались ее модернизировать, но ничего не вышло. ВАЗ прекратил выпуск микролитражек в 1995 году. В том же 1995-м СеАЗ сдал позиции. КамАЗ последнюю «Оку» выпустил в 2006 году (в его специальном структурном подразделении ЗМА). Печаль-печаль… А ведь микролитражка в условиях все разрастающейся угрозы повальных пробок и дефицита парковочного пространства в современных городах ОХ как пригодилась бы…! И как всегда будем же в три-, а то и больше, дорого закупать у иностранцев, вместо того, чтобы выпускать свое родное…
___К счастью ВАЗ возобновил разработки микролитражек «Ока». (infox.ru/auto/car/2010/02/08/Document_53438.pht...) «в сегменте доступных компактных автомобилей уже давно правят бал иномарки, как условные, так и полноценные: самым популярным предложением в классе «А+» по итогам 2009 года остается Daewoo Matiz. «Ока-3», информация о разработке которой появилась на прошлой неделе, может исправить эту ситуацию, тем более что шансы на «серию» высоки как никогда. Дело в том, что «АвтоВАЗ» применил неоднократно испытанный метод, по которому тольяттинский модельный ряд расширяется с момента появления семейства «Самара» -- максимальную унификацию моделей. Как двигатель первой «Оки» являлся половинкой мотора ВАЗ-2108, так и «Ока-3», по сути, половинка «Калины». «Калина», которой отрубили корму.» (хотя на мой взгляд «калина-обрубыш» - это ужАСно!
Верните нормальный вид Окушке!!!!
Не прекращайте производство в ее нормальном исходном корпусе, не стоит ориентироваться ТОЛЬКО лишь на любителей ненормативной автоэкзотики! )
В том же источнике есть фотография нового «Гнома» Вот только я не поняла – это очередная «попытка» или все же машина, готовая к производству?...



___«в 2010 году было выпущено несколько автомобилей ОКА в кузове пикап» (www.drive2.ru/users/noname297/blog/288230376151...)




Мне вот интересно, что ЭТО за вариант?... Мне он нравится! (www.drive2.ru/cars/lada/oka/11113_oka/reshetnev...)
…Теперь поняла – это «хендмейд-тюнинг». Ну ПОЧЕМУ среди заводских дизайнеров и разработчиков НИВЖИЗЬ не встретишь вот ТАКИХ умельцев?!!!